Регистрация участников лаборатории >
30 марта — 8 апреля 2024 года
Вводное занятие лаборатории. Особенности формата биографической выставки >
Координатор лаборатории расскажет о ее программе и календарном плане, ответит на вопросы, а участники расскажут о себе, познакомятся с командой лаборатории и друг с другом. На вводном занятии будут рассмотрены также понятие биографической выставки и особенности этого формата.
Как создать концепцию выставки >
На семинаре мы поговорим о вариативности стратегий и методов бережной проработки культурной травмы, о выставочных проектах как инструменте культурной дипломатии и мягкой силы и о музее как пространстве заботы, безопасного разговора и терапевтического внимания. Особый акцент мы сделаем на том, почему в работе с чувствительными темами важно обращаться к личному опыту, соучастию и вовлечению людей, выстраивать доверие и взаимопонимание между музеем и аудиторией.
Комплектование выставки: от документов из архивов до артефактов с Авито >
Четыре разных профессиональных взгляда на сбор материалов к будущей выставке — от архивных документов до вспомогательных предметов, которые музейные специалисты ищут везде — не только в Госкаталоге, но и на барахолках и Авито. Спикеры расскажут, как отбирать предметы и определить направления поиска, как взаимодействовать с государственными и ведомственными архивами, какие архивные документы, сопровождавшие репрессии, существуют и как их можно получить, как правильно работать с устной историей. На семинаре будут рассмотрены реальные кейсы — создание экспозиций Музея истории ГУЛАГа (Москва), Мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД» (Томск) и музея «Дом на набережной» (Москва).
Как исследовать свою аудиторию. Типология посетителей >
Как исследовать разные аудитории и сообщества, как их определять и как с ними работать? На семинаре будем разбираться, какая аудитория посещает музейные выставки, как эти люди относятся к советским политическим репрессиям и что знают о них. Как привлекать к участию и как организовывать партнерства и сообщества. Именно анализ аудитории, в конечном счете, определяет, какие инструменты актуальнее всего использовать для разговора с отдельными ее группами. Поэтому мы будем говорить о необходимости в качественном исследовании своей экспозиции и своей аудитории.
Инклюзия в музеях памяти >
Семинар об основных подходах и моделях понимания инклюзии и доступности в музеях — как музею сегодня говорить об инвалидности, зачем создавать отдельные инклюзивные программы и какими они могут быть, что дает инклюзия музею в современном мире.
Как разрабатывать выставки для детско-семейной аудитории >
Тема семинара — поиск выставочных форматов для разговора о трудном наследии, которые бы подходили как взрослым, так и детям. Как создать дружелюбное безопасное пространство, где посетители оказываются в центре внимания и становятся соучастниками, но при этом научно и содержательно раскрыть тему выставки.
Промежуточная встреча для презентации работ >
На встрече участники лаборатории представят свои проекты, получат обратную связь от коллег и кураторов, обсудят все трудности и вопросы, возникающие в процессе работы над выставочной концепцией.
Работа с пространством и визуальные языки выставки >
Семинар по поиску индивидуальных интерьерных решений и оптимального дизайна экспозиции. Участники лаборатории научатся видеть возможности своего экспозиционного пространства и работать над визуальным языком выставки.
Свет и освещение в пространстве выставки >
Качественное освещение играет ключевую роль в восприятии как всей выставки, так и отдельных ее экспонатов. Свет способен организовать пространство, расставить акценты. Его можно использовать как материал, подчеркивая достоинства пространства и выявляя неожиданные свойства. На мастер-классе участников ждет погружение в тему света и освещения в музейной экспозиции.
Особенности экспонирования предметов и документов «лагерного происхождения» >
Участники лаборатории разберутся в особенностях экспонирования вещей, переданных пострадавшими от политических репрессий, а также найденных на территории лагерей, спецпоселений и мест массового захоронения.
Графический дизайн как способ коммуникации >
Участники семинара узнают больше о графическом дизайне и его роли в процессе разработки и реализации концепции выставки, о том, как отображать свои идеи через графические инструменты. Какие приемы можно использовать при оформлении выставки, как работать с иллюстративным материалом, шрифтами и цветом.
Принципы использования мультимедиа в музейной экспозиции >
С помощью мультимедиа-оборудования можно решать экспозиционные задачи, которые следует продумать на стадии проектирования. В ходе семинара участники познакомятся с различными типами мультимедийных инсталляций, узнают о том, какое оборудование может быть в них задействовано, какие особенности, возможности или ограничения мультимедиа нужно учитывать при их использовании в музейной экспозиции.
Маркетинг и PR выставочных проектов >
Любая, даже самая продуманная, выставочная концепция может быть не принята аудиторией, если ее создатели не уделили должного внимания коммуникациям. На семинаре будут рассмотрены ключевые вопросы, на которые необходимо ответить перед запуском выставки — какое ключевое высказывание она транслирует и как эффективно передать его аудитории, как выбрать название выставки и почему важно заранее думать о том, что в связи с выставкой будет публиковаться в социальных сетях музея и СМИ.
Программа мероприятий
к выставке>
На последнем перед презентацией проектов семинаре мы поговорим о составлении сценария открытия и подготовке культурно-просветительской программы. Мероприятия, сопровождающая выставку — это не только информационный повод или метод повышения внимания к выставке и музею, но и возможность ответить на запрос различных аудиторий и сделать выставку востребованной.
Итоговая встреча лаборатории. Презентация проектов участников >
На завершающей онлайн-встрече участники лаборатории представят разработанные выставочные проекты, получат рекомендации по их дальнейшей доработке и реализации.
Подача проектов, разработанных в рамках лаборатории, на конкурс грантов Фонда Памяти >
Антон Вальковский >
кандидат философских наук, независимый куратор, менеджер социокультурных проектов
Екатерина Филиппова >
руководитель экспозиционно-выставочного отдела Музея истории ГУЛАГа, куратор проектов Центрального выставочного зала «Манеж» (Санкт-Петербург)
Елена Зелинская >
руководитель Центра документации Музея истории ГУЛАГа
Олеся Хороших >
руководитель проекта «Мой ГУЛАГ», режиссер, оператор, продюсер, сценарист
Тимур Булгаков >
куратор выставочных проектов, сценарист, автор экспозиций Музея истории ГУЛАГа и Мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД» (Томск)
Юлия Поцелуева >
руководитель ЦСИ «Музейный опыт», куратор образовательно-проектных лабораторий и практикумов
Диана Муравьева >
куратор инклюзивных и образовательных программ Музея истории ГУЛАГа
Вера Ярилина >
куратор музейных выставок и программ для семейной аудитории, исследователь в музее и мемориале «Заксенхаузен», детский психолог
Влад Обласов >
светодизайнер, основатель бюро RAUM, сооснователь проекта [ДЛИНА ВОЛНЫ]
Наталия Карпухина >
главный хранитель музейных предметов Музея истории ГУЛАГа
Александра Корсакова >
дизайнер, художник-оформитель
Александр Фарукшин >
руководитель отдела информационных технологий Музея истории ГУЛАГа
Алексей Трубин >
бренд-менеджер, консультант по стратегии коммуникаций и маркетингу
в программе лаборатории и содержании семинаров возможны изменения
Алексей Подкидышев >
художник , архитектор, экспозиционер, основатель студии музейного проектирования Alexey Podkidyshev studio, преподаватель Британской высшей школы дизайна
Егор Татаренко >
продюсер, куратор, режиссер